Харабалинские вести
пт, 27 дек.
13:40
Харабали
-3 °С, облачно

Игорь Бабушкин в интервью ТАСС рассказал о перспективах транскаспийского маршрута

27 октября 2023, 13:41ОбществоФото: tass.ru

Астраханская область является ключевым регионом международного транспортного коридора «Север — Юг»

По словам губернатора Астраханской области, регион активно работает над усилением международного сотрудничества и наращиванием портовой инфраструктуры в рамках транскаспийского маршрута. Он отметил, что Астраханская область располагает всеми необходимыми мощностями для развития МТК «Север — Юг». Уже до введения санкций регион активно взаимодействовал с прикаспийскими партнёрами, которые заинтересованы в развитии этого коридора с использованием Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК).

Глава Астраханской области напомнил, что по решению президента РФ создана портовая особая экономическая зона в районе порта Оля, которая вместе с ОЭЗ промышленного типа «Лотос» сформировали Каспийский кластер. Прямо сейчас идёт первый этап работы по модернизации инфраструктуры двух причалов — 8-го и 9-го, пробные отгрузки там уже начались. Дальше планируется строительство нового современного портового комплекса в районе ильменя Забурунный с созданием порядка 18 причалов. В следующем году сдадут в эксплуатацию новый контейнерный хаб, а также терминалы по перевалке масла и зерна общей мощностью около 3 млн тонн грузов.

«Вся работа идёт в тесном взаимодействии с „Росморпортом“, поскольку мы непосредственно заинтересованы в наращивании объёмов грузоперевозок через наши порты. По поручению президента РФ до конца этого года проходные глубины ВКМСК должны составить 4,5 м. На сегодня работы выполнены более чем на 90 %. Наши соседи — все Прикаспийские государства также внимательно следят за проведением дноуглубительных работ, поскольку от этого напрямую зависит загрузка судов при транзите грузов, экономическая эффективность маршрута. Я считаю, что сегодня все необходимые условия для развития направления МТК „Север — Юг“ с использованием водной артерии с выстроенной логистикой, подходящей к нашим портам, то есть железнодорожными и автомобильными дорогами, созданы», — отметил Игорь Бабушкин.

С конца лета 2022 года наблюдается положительная динамика в показателях перевалки через грузовые терминалы Астраханской области. По итогам прошлого года объём перевалки грузов через астраханские порты составил почти 3 млн тонн. По итогам девяти месяцев текущего года эта цифра уже превышена. Основу грузооборота по-прежнему составляет зерно, где отмечен рост перевалки в 2,5 раза — до 1,4 млн тонн. Более чем в два раза увеличилась перевалка цемента, на 40 % — перевалка контейнеров, на 70 % — оборудования.

Кроме того, глава региона отметил, что наращивание объёмов удалось в том числе благодаря увеличению перевозок по МТК «Север — Юг» и развитию сотрудничества с Прикаспийскими государствами и Белоруссией. Сейчас внешнеторговый оборот портов традиционно сформирован за счёт российско-иранской торговли. Развивается транзит грузов по коридору «Север — Юг» через Иран в страны Персидского залива и Южную Азию.

«Компания IRISL инвестирует значительные средства в развитие ПАО „Астраханский порт“, контрольный пакет акций которого принадлежит иранскому бизнесу. На сегодняшний день за счёт иранских инвестиций профинансировано приобретение портального и автомобильного кранов, строительство складов, осуществлён ремонт подъездных железнодорожных и подкрановых путей на общую сумму 609 млн рублей. В планах инвесторов — строительство зернового и масляного терминалов», — сообщил губернатор.

Кроме того, с целью развития судоходства иранскими учредителями принято решение о создании судоходной компании «Астрапорт шиппинг». Астраханским портом заключён контракт с судостроительным заводом «Лотос» на достройку сухогрузного судна проекта RSD 49 на сумму более миллиарда рублей. Завершение его строительства планируется в марте 2024 года. Намечено приобретение ещё двух судов.

Игорь Бабушкин также высказал поддержку инициативе Минфина РФ включить порты Астрахань и Оля в перечень пунктов пропуска для импорта алкоголя морским путем, поскольку сухопутный коридор — через Верхний Ларс — перегружен. Это привлечёт большее количество участников внешнеэкономической деятельности, кроме того, это важно для существенного наращивания объёмов перевалки через астраханский водно-транспортный узел. В настоящее время проект проходит процедуру согласования.

Губернатор рассказал и о других совместных проектах с зарубежными партнёрами, в первую очередь — Прикаспийскими странами. В частности, он упомянул о планах по созданию центра приграничной торговли с Казахстаном, открытии судоходной линии между Астраханью и туркменским портом Туркменбаши, а также о транзите белорусских товаров через астраханские порты в направлении Ирана и Индии. Игорь Бабушкин подчеркнул, что Астраханская область заинтересована в расширении экспорта своей продукции, в том числе сельскохозяйственной и промышленной, в страны Каспия и Ближнего Востока.

Также глава региона отметил, что сотрудничество с зарубежными партнёрами не ограничивается только экономической сферой, но включает и социально-культурный и гуманитарный аспекты.

«Взаимодействие с Белоруссией идёт также и по гуманитарной линии. Уже не первый год астраханские школьники и студенты из числа активистов встречают дату начала Великой Отечественной войны 22 июня в Брестской крепости, куда мы их отправляем с ознакомительной поездкой. Они полны впечатлений. Считаю очень важным, чтобы наша молодёжь в этот знаковый день в истории страны имела возможность быть на месте событий. Это патриотический и воспитательный момент, на мой взгляд, весьма эффективный», — сообщил Игорь Бабушкин.

Губернатор рассказал и о ходе разработки программы комплексного развития геостратегической территории «Великий Волжский путь», которую он предложил президенту РФ Владимиру Путину в начале 2022 года. Программа предусматривает оздоровление Волги, обновление флота, увеличение инвестиционной и туристической привлекательности регионов, реконструкцию объектов транспортной инфраструктуры. По словам Игоря Бабушкина, все поступившие предложения были систематизированы и проанализированы с созданием итоговой концепции, которая будет представлена на рассмотрение Президиума Госсовета РФ. Он также выразил надежду на создание программы льготного финансирования проектов с пониженной процентной ставкой.